Возвращение шпиона
The Spy Returns
Опубликовано в "BBC Press Office", 8 октября 2008. , перевод sharonalee
Система Orphus

Новичок в актерском составе сериала "Призраки", Ричард Армитидж исполняет роль Лукаса Норта, оперативника МИ5, который последние восемь лет просидел в русской тюрьме. Бывший босс Лукаса, Гарри Пирс, договорился об освобождении шпиона, и тот вернулся в Великобританию.

Мы узнаем, как Лукас перенес возвращение в Контору и как команда отнеслась к новобранцу. Кроме того, Ричард расскажет о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться, играя русскоговорящего персонажа, и о различиях между его ролями в "Призраках" и "Робине Гуде".

Расскажите о Лукасе, какова его история? Со стороны Лукас - довольно дружелюбный человек, но восемь лет в русской тюрьме оказали на него неизгладимое влияние. Его личность разделена между тем, кем он был до заключения, заключенным и тем, кем он стал теперь. Он привлекателен внешне, но внутри это человек, перенесший глубокую травму. Он понимает, что отстал от всего мира. Когда-то он был одним из лучших шпионов, а теперь пытается вернуть себе былую славу. Он хочет продолжить работу в Конторе - это единственная сохранившаяся составляющая его прошлой жизни.

Как именно повлияло на него это восьмилетнее заключение? Он крайне истощен, хотя остался в хорошей физической форме. В тюрьме он изнурял себя мучительными тренировками. Мысленно он почти сдался, и чтобы этого не произошло, заставлял работать свое тело. Он не понимает, до какой степени пострадал его разум, пока наружу не начинают прорываться воспоминания - он начинает видеть вспышки из прошлого и вспоминать о вещах, давным-давно похороненных в подсознании.

Насколько сложно Лукасу адаптироваться во внешнем мире? В одной из первых серий есть эпизод, в котором он, находясь на конспиративной квартире, не может уснуть - чтобы уснуть ему нужно лечь на пол, который напоминает ему жесткие тюремные нары. Такие мимолетные намеки дают понять, что ему очень сложно приспособиться к этой жизни, но будучи шпионом он хорошо скрывает этот факт.

А как его воспринимает команда? Поначалу, разумеется, с подозрением. Они просто не могут не относиться с подозрением к любому, что так долго пробыл в руках русских. Когда возникает ситуация, в которой он, казалось бы, может доказать свою верность, Лукас отказывается играть по правилам, более того, он ведет крайне опасную игру и испытывает доверие коллег. Впоследствии ему придется побороться за доверие Гарри, но Лукас так и не сможет вполне его заслужить, ему придется раз за разом доказывать свою верность, его всегда окружает какая-то неопределенность.

Расскажите о том, как вы учили русский язык и о съемках в России. Выучить русский язык было невозможно, мне приходилось заучивать его фонетически. Моей наибольшей проблемой было то, что Лукас не просто говорит по-русски - его много лет принимали за русского, так что мне пришлось хорошенько над этим поработать. Мне нужно было создать впечатление, что это его второй язык. Было трудно, но в ноябре 2007 года я засел за языковые компакт-диски и работал с репетитором. Когда мы снимались в Москве, я обнаружил, что могу немного общаться и понимать отдельные слова, которые произносили русские - это было здорово.

Съемки в России были прекрасным приключением - мы успели снять много натурных съемок. Несмотря на то, что Россия и Москва невероятно изменились за последнее десятилетие, в этой стране все еще остались некоторые опасные стороны - хотя, возможно, это говорит мое воображение - ведь я путешествовал в образе Лукаса Норта. Мы снимали в самолете, так что прибыл я уже в костюме и в образе! Мы немного снимались в самолете, немного - в аэропорту, и затем все время, которое у нас было, использовали для съемок.

Была ли на съемках "Призраков" возможность повеселиться? "Призраки" - это, разумеется, очень серьезный сериал, так что нам необходимо было использовать любую возможность посмеяться, чтобы разрядить обстановку. Кроме того, в сериале довольно много "черного юмора", особенно между Гарри и Роз, и сценаристы очень удачно вписывают юмор в серьезные ситуации. Мне вспоминается один особенно смешной случай, - меня остановила и вынесла предупреждение полиция, когда мы снимали сцену погони. Меня почему-то попросили открыть багажник, что я и сделал. В багажнике мы нашли нашего оператора и звукорежиссера, которые туда еле втиснулись и теперь имели крайне дурацкий вид. Но, разумеется, у нас было разрешение снимать, а съемочная группа была пристегнута ремнями безопасности, так что все было в порядке. Правда, когда меня попросили представиться, я сказал что меня зовут Лукас Норт и что я работаю на МИ5 - вот здесь уже пришлось вмешаться режиссеру, чтобы спасти меня!

Сценаристы "Призраков" известны тем, что постоянно убивают главных героев сериала. Вы не боитесь, что с Лукасом это тоже может случиться? Честно говоря, я об этом особо не думал. Однако если посмотреть на то, как погибали персонажи предыдущих сезонов - думаю, когда придет время Лукаса, я буду только "за". Потому что когда героев "Призраков" убивают, или они исчезают, - это самые запоминающиеся моменты в серии, если не в сезоне. В этом сезоне тоже есть моменты, от которых захватывает дух и появляется это редкое ощущение, когда хочется отвернуться, и вместе с тем нельзя не смотреть на экран сквозь пальцы.

Чем съемки в "Призраках" отличаются от съемок в "Робине Гуде"? Они очень отличаются. "Робин Гуд" - это фантастическая легенда и исторический сериал, так что события в нем показаны преувеличенно, с неким драматизмом - я приезжаю на лошади, весь из себя напыщенный, мой персонаж даже двигается и говорит по-особенному - он это делает на публику, агрессивно. Тогда как Лукас Норт - полная противоположность, он растворяется в толпе и работает под прикрытием. Он и его команда занимаются диверсионной деятельностью, они изящны и осторожны. Сложно было бы найти два настолько непохожих сериала, и в этом для меня заключался главный вызов. В целом, это был очень интересный год.

Richard Armitage joins Spooks as Lucas North, an MI5 spy who has spent the past eight years languishing in a Russian prison. His old boss, Harry Pearce, has secured his release, and he returns to the UK.

Programme Information asks Richard how Lucas settles back into working on the Grid and how the rest of the team take to the new recruit. Richard also talks about the challenges he faced taking on the Russian-speaking character and how his role in Spooks compares to playing Guy of Gisborne in Robin Hood.

What is Lucas like and what's his background? On the surface Lucas is an amiable character but eight years in a Russian prison has had a profound effect on him. His personality is divided between who he was before he was imprisoned, the prisoner and the person he has become. He has an outer façade which is personable, but underneath is somebody who has been through a big trauma. He is aware he is playing catch–up with the world. He was once the best in his field, and now he is trying to regain his former brilliance. He wants to be accepted back onto the Grid – it is the only aspect of his former life that has remained.

How has he been specifically affected by his eight–year incarceration? He is malnourished but physically he's fit. In prison he put himself through a torturous routine to keep himself going. He was about to break mentally and in order to stop that from happening he kept his body working. He has no knowledge of how damaged he is emotionally, until memories start to work their way to the surface – he experiences flashbacks and begins to remember things buried deep in his subconscious.

Does Lucas find it difficult to adapt to the outside world? There is a scene in one of the early episodes where he is in the safe house and he can't sleep – the only way he can get to sleep is by lying on the floor, effectively sleeping on a very hard prison bed. There are glimpses that make you realise he is struggling to adjust, but as a spy he keeps it well hidden.

How do the rest of the team take to him? There is obviously suspicion at first. They are inclined to be instantly suspicious of anybody who has been in the hands of the Russians for so long. A situation arises in which he has a chance to prove himself, but Lucas doesn't play by the rules, in fact, the game he is playing is very dangerous and he pushes the boundaries of trust to the limit. He subsequently has to fight very hard to be accepted and regain Harry's trust – it's never fully given and he has to continually prove himself, there is always ambiguity surrounding him.

How did you find learning to speak Russian and also filming in Russia? Learning to speak Russian was pretty impossible, really – I had to learn it phonetically. My biggest problem was that Lucas doesn't just speak Russian; he passed as a Russian native for years, so I had to really work hard at it. I had to make it seem that it was a second language. It was a challenge but I sat down with a language CD back in November 2007 and I also had a Russian language coach. When we went to shoot in Moscow I found I could communicate and understand some of the things the Russians were saying – that was exciting.

Shooting in Russia was a great experience – we shot in many different locations. Even though Russia and Moscow have changed beyond recognition in the last decade, the dangerous aspects of it are still there – but perhaps that was in my imagination as I was travelling there as Lucas North. We were filming on the aeroplane so I had to arrive in costume and character! We shot footage during the flight and at the airport and used every second of the day we had there to shoot.

Was there time for laughing on set? Spooks is obviously a serious show, so there is a great need to laugh whenever possible to diffuse the atmosphere. There is often a "gallows" humour between the characters, particularly Harry and Ros and the writers cleverly manage to get humour into a very serious arena. There was one particularly funny occasion, when I was pulled over by the police and cautioned during a driving sequence. I was asked to open the boot of the vehicle, oblivious as to why. I did as I was told and found most of the camera and sound crew crammed into the boot looking sheepish. We obviously had permission to film and, as all the crew were wearing seat belts, we were ok. The problem was, when asked for my name I told them it was Lucas North and I was working for MI5 – that's when the director stepped in to save me!

Spooks is notorious for killing its lead characters. Do you worry this might happen to you? To be honest I haven't thought about it too much. However, on judging the way characters tend to get killed off, I think when Lucas's time comes I'll welcome it. When Spooks characters are killed off, or disappear, it's usually the most memorable moment of the episode, or even series. There are moments in this series that take your breath away – giving that rare feeling of wanting to look away but having to watch compulsively though your fingers.

How does filming Spooks compare to filming Robin Hood? They are both so different. Robin Hood is a fantasy legend and historic piece, so it all feels heightened and dramatic – I arrive on a horse, my character is bombastic and has a particular way of moving and communicating, which is public and aggressive. Lucas North is the opposite – he disappears into society and then works undercover. What he and the rest of the team do is subversive, slick and fine. It couldn't be more different, which has been a great challenge. It's been a really interesting year.

sharonalee 2303 2 spooks, interview
2
avatar
1 Редиска_Кэт • 18:10, 10.01.2013
Значит, говоришь, a great experience it was - снимать в России?.. Ну, ладно, поверю :-))) - всё-таки это интервью 2008 года, и ты тогда еще не знал, что у тебя есть поклонники в России, да и не было ещё тогда нашего сайта... так что говрил ты, думаю, вполне искренно, без расчета на то, что "а вдруг в России девчонки прочитают и обидятся? надо говорить повежливее и подипломатичнее" :-))) Ок, а great experince - запомню лучшее. :-)))
avatar
2 Редиска_Кэт • 18:19, 10.01.2013
А то, что русский невозможно выучить - эт да, куда деваться; его вон даже ТОлкин не осилил, так что... ))) Но, между прочим, тут мнения могут расходиться, но я лично считаю, что Ричард справился очень даже неплохо - особенно интонационно. Некоторые попадания были так просто в стопроцентую точку, имхо, опять же прежде всего интонационно. Да и вообще для человека, впервые взявшегося за язык, - не знаю, я бы ему (подчеркиваю - лично ему, , а не тем, кто, например, делал надписи и т.п. в фильме) пожала руку.
Вообще, интересно, какие еще виды они наснималив Москве (раз он говорит, что сняли много)? И ещё, какая стёбная сволочь им посоветовала (или разрешила и не объяснила ничего) снять встречу Лукаса и Марии в Доме на набережной? Ведь встртиться таким людям с такой целью в этом доме - это равносильно самоубийству... Хотя, конечно, в то время уже не так самоубийственно было. но всё же... И интересно, им резиденцию посла аглицкого показали? Она ведь в двух шагах от этого дома... И ещё интересно, показали ли им музей ГУЛАГа? Нет, конечно. Просто, независимо от того, в каком отеле они жили, в любом случае в центер, а они все - отели, - там рядом до музея этого рукой подать. Вот бы где атмосферу тамошнюю они посмотрели... )) (шучу, конечно) Хотя нет - лучше не надо, а то бы тогда они точно запутались в понятиях; у них там некоторые журналюги думают, что Лукас сидел в ГУЛАГе... ))
avatar
Вверх