В ДЕНЬ ПАМЯТИ АЛЕКСАНРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА
О.А.Кипренский Портрет Александра Сергеевича Пушкина
1827г Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.»
"Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет".
Евгений Евтушенко
10 февраля день - смерти Пушкина.
Часто об Александре Сергеевиче Пушкине говорят и пишут -
НАШЕ НЕЗАКАТНОЕ СОЛНЦЕ.
ПУШКИН – гордость русской культуры, он был своим талантом среди античных богов и муз, он глубоко погружался в русскую историю, он владел даром перевоплощаться в образы создаваемых им героев. А главное Александр Сергеевич Пушкин был родоначальником современного русского языка. Настоящим Патриотом своей Родины! К слову сказать он никогда не был заграницей.
Это был такой же необычный человек, такой же вмещающий в себе весь мир со всеми его достижениями, взлётами и падениями, как и сама Россия.
10 февраля (29января) 1837 года перестало биться сердце великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина.
Произошло это после дуэли Пушкина с Дантесом на Чёрной речке тогда еще вблизи Санкт-Петербурга. Поэт защищал честь своей семьи и жены Натальи.
(27 января) 8 февраля 1837 года на Черной речке в пять часов пополудни состоялась дуэль Пушкина и Дантеса. Пушкин был смертельно ранен и скончался, причастившись и простившись с друзьями, 29 января в третьем часу пополудни.
Дантес выстрелил первым, не дойдя до барьера (грубое нарушение условий дуэли!)
Яркая вспышка огня ослепила поэта. Александр Сергеевич почувствовал сильный удар в бок, ноги его подкосились и он упал лицом в снег, на короткое время потеряв сознание. Очнувшись, раненный Пушкин нашел в себе силы и мужество сделать ответный выстрел и ранил Дантеса. Тяжелая свинцовая пуля отскочила от груди царского фаворита, - по официальной версии –от ладанки, а на самом деле – от специально сделанной для дуэли кольчуги, надетой под камзол, что совершенно недопустимо по условиям дуэли! (подробнее можно прочитать у В.Вересаева).
Как показали дальнейшие изучения архивов, дуэль была запланирована заранее, как способ убрать непокорного поэта в угоду царю, т.е. это было подлое убийство.
Пушкин прожил после дуэли ещё 46 часов.
Это были часы тяжёлых физических и душевных страданий. Он старался подавлять стоны и не кричать от сильных болей, чтобы не беспокоить жену, родных, друзей. Его благородство проявлялось в том, что в таком тяжёлом состоянии Пушкин жалел и защищал жену, беспокоился о судьбе своего секунданта Данзаса, просил врача Арендта заступиться за него перед царём. Настойчиво Пушкин просил прибывших врачей сказать ему правду об исходе его ранения.
И врачи нарушили правило Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает». Как это происходит и в наши времена, врачи сказали Пушкину правду, что рана его смертельна. Не случайно Пушкин, такой чувствительный человек, услышав об этом, последние часы жизни испытывал мучительную тоску.
Утром 10 февраля он призвал к себе жену, детей, благословил их и попрощался с ними. Затем попрощался с друзьями.
Весть о ранении горячо любимого народом поэта быстро разнеслась по столице и к дому на набережной Мойки, несмотря на мороз и пронизывающий ветер, стали стекаться толпы людей, особенно молодежь и студенты.
Около 3 часов дня (29января) 10 февраля 1837 года Пушкина не стало.
*************
В ночь с 3 на 4 сентября 1826 г. в Михайловское явился фельдъегерь с предписанием отправляться в Москву. 8 сентября Пушкин, не успев отряхнуть дорожную пыль, предстал в Кремле перед Николаем I. Разговор был длительным (насколько можно судить, он продолжался более часа) и был трудным для Пушкина: в ходе этого разговора должна была решиться его судьба. И судьбой своей Пушкин сильно рисковал, когда на вопрос царя «если бы ты был в Петербурге, принял ли бы ты участие в 14 декабря?» ответил: «Неизбежно, Государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них».
После этого Николай I сказал Блудову: «Знаешь, что я нынче долго говорил с умнейшим человеком в России?»
Позже между Николаем I и Пушкиным состоялся еще один разговор, где император сказал: «Пиши со всей полнотой вдохновения и с совершенной свободой, ибо цензором твоим - буду я!».
18 февраля 1831 г. Пушкин женился на Наталье Николаевне Гончаровой; венчание состоялось в храме Святого Вознесения на Царицынской улице. Во время венчания Пушкин нечаянно задел за аналой и уронил крест; одно из обручальных колец упало на пол. Выходя из церкви он произнес: «Все это дурные знаки». Предчувствию суждено было оправдаться через пять с небольшим лет. Семейное счастье осложнялось бедностью, долгами, неустроенностью быта.
Вскоре с молчаливого согласия Императора-цензора, против поэта и его семьи стали плести грязные интриги, сплетни, на него ставили «капканы», как на дикого зверя и в конце концов загнали его в ловушку!!!
Российскую общественность глубоко потрясёт и всколыхнёт смерть поэта. Многие будут обращаться с личными просьбами к императору, о том, что нельзя оставлять дело Пушкина безнаказанным! Так у молодого поэта и писателя М.Ю Лермонтова (который тоже проживет не долгую жизнь), родиться всем нам известное стихотворение:
СМЕРТЬ ПОЭТА
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.
Погиб поэт!- невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?... издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
* * *
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастья обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть, есть Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
1837
Добавлено (10.02.2011, 13:23)
---------------------------------------------
В. Вересаев. «Пушкин в жизни».
"Долгая жизнь великим умам несвойственна, им надо желать благодарного потомства". Потомство... Имя Пушкина еще при жизни все чаще соединялось с именем России. Даже законченный скептик Чаадаев написал в 1836 году: "...Может быть, было преувеличением хотя бы на минуту опечалиться за судьбу народа, из недр которого вышла могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова, грациозный гений Пушкина". А через
50 лет русская литература неожиданно ворвалась на Запад и потрясла всех своею новизною. Открылся целый народ, даже целый мир" (как воскликнул один из пораженных критиков), мир, полный глубокого нравственного, человеческого и художественного значения. Родился даже новый термин, чтобы передать этот особый дух - ame russe (русская душа). И на недоуменный вопрос образованного европейца, откуда у вас такая литература, как вырвалась она из груди вашего народа? - слышали в ответ: "в авторе "Руслана и Людмилы","Онегина" и "Капитанской дочки" - средоточие нашей культуры; Пушкиным у нас умнеет все, что способно умнеть". В сущности, это событие нетрудно было предвидеть. "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа", - сказал Гоголь. "И пророческое", - добавил Достоевский. В самом деле, Пушкин, русский опыт о человеке будущего, не находит, как выясняется, достаточных аналогий в мировой традиции, в то время как пушкинское слово, обладая исключительной центростремительной и осветляющей энергией, влечет читателя за собой как тайна, как яркая мечта о земном счастье. И влечет не только в чудный мир поэзии, но и в реально историческое будущее. Музыкальная волна его стихов, исполненная гармонии и тончайших контрастов - печали и радости, страсти и ума, глубины чувства и ясности выражения... - заставляет сверкать и переливаться сокровища всякой одаренной души, встретившейся с его искусством. Его эмоции и мысли, необычно соединяя личное с общечеловеческим, создают поразительное ощущение нужности и осмысленности жизни, создают иллюзию близкой цели. Благодаря Пушкину новая русская культура, превратившаяся в наши дни в широкий поток, разлилась на множество независимых рукавов, больших и малых, но пушкинский дух ощутим и осознается всюду. Идя вверх по течению, от устья к истоку, мы всюду непременно приходим к Пушкину, его замыслам, его миро отношению.
Анна Ахматова- Слово о Пушкине
" ...После океана грязи, измен, лжи, равнодушия друзей и просто глупости полетик и не-полетик, родственничков Строгановых, идиотов-кавалергардов, сделавших из дантесовской истории une affaire de regiment (вопрос чести полка), ханжеских салонов Нессельроде и пр., высочайшего двора, заглядывавшего во все замочные скважины, величавых тайных советников - членов Государственного совета, не постеснявшихся установить тайный полицейский надзор над гениальным поэтом,- после всего этого как торжественно и прекрасно увидеть, как этот чопорный, бессердечный ("свинский", как говаривал сам Александр Сергеевич) и уж, конечно, безграмотный Петербург стал свидетелем того, что, услышав роковую весть, тысячи людей бросились к дому поэта и навсегда вместе со всей Россией там остались.
"II faut que j'arrange ma maison (Мне надо привести в порядок мой дом)", - сказал умирающий Пушкин.
Через два дня его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел.
Вся эпоха (не без скрипа, конечно) мало-помалу стала называться Пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях (с перевранными датами рождения и смерти) пушкинских изданий.
Он победил и время и пространство.
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург.
И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда.
Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно. Государь император Николай Павлович в белых лосинах очень величественно красуется на стене Пушкинского музея; рукописи, дневники и письма начинают цениться, если там появляется магическое слово "Пушкин", и, что самое для них страшное,- они могли бы услышать от поэта:
За меня не будете в ответе,
Можете пока спокойно спать.
Сила - право, только ваши дети
За меня вас будут проклинать.
И напрасно люди думают, что десятки рукотворных памятников могут заменить тот один нерукотворный aere perennius- крепче меди.
26 мая 1961 Комарово.
В качестве заключения представляю современное стихотворение. Автор к сожалению не известен.
НА СМЕРТЬ ПУШКИНА.
Свершилось, радуйся, о просвещённый век!
Поэт, сражённый пулею коварной,
Направленной рукой неблагодарной,
Честь отстояв, упал в кровавый снег.
Ах, Пушкин, Пушкин! Знал ли, ведал ты,
Что станешь жертвой подлости жестокой,
Мишенью грязной, злобной клеветы,
Там, где сошлись дороги Запада с Востоком?
Над Чёрной речкой белые снежинки
Мелькают погребальным покрывалом,
Здесь тьма и свет сошлися в поединке.
Засыпан порох. Пули, словно льдинки.
Барьер намечен. Дело лишь за малым…
Он шёл к барьеру, ясно сознавая,
Что через миг в глазах померкнет свет,
Колючий ветер, кудрями играя,
Настойчиво шептал: "Крепись, поэт!".
Барон Д"Антес… Холёная рука.
Заряжен пистолет. Курок на взводе.
Шаг, выстрел – наобум, исподтишка!
Поэт сражён, как птица на излёте.
Огромная, доверчивая птица…
Как горько умирать в расцвете лет!
На белый снег по капле кровь сочится,
В глазах туман. Но поднят пистолет!
Он выстрелил вторым, теряя силы,
Победно вспыхнул, ранив подлеца!
Беспечный сын страдалицы-России
Себе остался верен до конца.
Он лишь не вынес в одиночку бурной гонки,
Безумной гонки дивной жизни сей.
И… окружён заботой нежной жёнки,
Угас в кругу друзей…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пройдут года… Россия с ужасом поймёт,
Что на распутьи потеряла сына.
Не царь, не "высший свет" – её народ
Лишился и Певца, и Гражданина.