Хорошее впечатление
Good Impressions
Опубликовано в "Daily Express", 29 апреля 2006. Автор Vicki Power, перевод Britu

Сканы / фото

Скан (с) richardarmitage.nl
Система Orphus

Новый сериал BBC "Импрессионисты" рассказывает о группе французских художников-бунтарей, которых критики 19 века разнесли в пух и прах, а критики наших дней возвели на пьедестал.

От водяных лилий Моне до балерин Дега, это художественное направление, известное как импрессионизм, подарило миру множество великолепных и всеми любимых картин. Это удивительно, но в свое время эта группа художников ошеломила французский истеблишмент, который признал их работы скандальными и неприличными.

Героями трехсерийного фильма "Импрессионисты" стали Моне, Дега, Ренуар, Сезанн, Мане и менее известный Базиль. Эта драма, основанная на архивных материалах и письмах того периода, показывает, как художники боролись за признание и поддерживали друг друга в те времена, когда некоторые из них оказывались за чертой бедности.

Декорациями к сериалу послужили дом Моне в Живерни, расположенный недалеко от Парижа, и французские пейзажи, когда-то написанные импрессионистами. В роли молодого Клода Моне выступил Ричард Армитидж, а более зрелого - Джулиан Гловер. Вторую жену Моне - Алису - сыграла Аманда Рут. Джеймс Ланс, Чарли Кондо и Аден Жиллет снялись в ролях соответственно Базиля, Ренуара и Дега.

Вики Пауэр поговорила с этими актерами об их работе над образами художников-бунтарей.

Ричард Армитидж играет Клода Моне (1840-1926) в молодые годы

Несмотря на свое перевоплощение в одного из самых известных импрессионистов, прославившегося своим умением изображать водяные лилии и различные садовые пейзажи, Ричард Армитидж признался, что никогда не был большим поклонником Клода Моне.

"Мне не очень-то нравились эти картины. Их можно увидеть повсюду: начиная от кухонного полотенца и заканчивая сувенирной ручкой," - улыбается Ричард, год назад сыгравший фабриканта Джона Торнтона в драме BBC "Север и юг".

"Я был, скорее, поклонником Сезанна, чем кого-либо другого. Но я почти влюбился в работы Моне после того, как сыграл его и увидел, как они создавались. У нас на съемочной площадке был художник, который работал над воссозданием этих картин. Это было очень интересно."

В сериала Моне представлен человеком, маниакально стремящимся к своей цели, чье художественное воображение никогда не ослабевает вопреки бедности и общественному неодобрению.

"Моне был сыном зеленщика, который грозил лишить его наследства, не последуй он по стопам отца в семейном бизнесе," - объясняет Ричард. - "Но он был полностью зациклен на живописи несмотря на то, что его первые картины не имели успеха."

"Он был убежден, что должен следовать за своим воображением, поэтому я изобразил его этаким галлом с буйными манерами, которые свойственны французам."

Несмотря на самоотверженный труд Моне, его семья влачила жалкое существование. "Из-за одержимости Моне работой кое-кто из друзей обвинил его в том, что он не заботится о своей первой жене - Камилле, которая умерла молодой, вероятно из-за бедности, в которой они жили. Моне испытывал тяжелое чувство вины из-за ее смерти."

Перевоплощение в великого художника заставило Ричарда выйти за рамки своего школьного образования по части изобразительного искусства. Актер до сих пор рисует в свободное время.

"Недавно я купил пару огромных холстов, на которых теперь рисую раз за разом, чтобы соответствовать своему последнему образу и для творческого самовыражения. Художник со съемочной площадки научил нас тонкостям накладывания мазков и смешивания красок, и я подсел на раскрашивание репродукций Моне во время репетиций. Получалось неплохо! Некоторые картины, попавшие в кадр, - творение моих рук.

Я хотел по максимуму отработать свою роль на камеру, хотя художник все-таки указывал нам где и что рисовать. Но мы писали маслом, так что даже если испортишь своим рисованием весь холст, краску всегда можно стереть, что очень облегчало процесс!"

Актер со стажем Джулиан Гловер сыграл Клода Моне в возрасте 80 лет

Облачившись в костюм той эпохи, 71-летний Джулиан стал так похож на художника, что смог обмануть съемочную группу.

"Понадобилась фотография Моне, чтобы поставить ее на стол в Живерни, и им удалось найти прекрасный снимок-сепию, на котором художник стоял в саду. Его поставили на стол, и мы все начали им восхищаться," - объясняет он.

Неожиданно для всех я заявил: "Думаю, что это я!", но в ответ услышал: "Нет, это Моне." Но я продолжал настаивать, и фотограф сдался: "Да, это вы". Он их всех одурачил. Копия этого снимка теперь висит у меня на стене.

"Сидеть в саду Моне и рисовать его сад было довольно сюрреалистично, потому что я был очень сильно на него похож и он мне очень нравился. Я еще никогда не был так близок к тому, кого играл," - говорит Джулиан, на счету которого такие фильмы, как "Звездные войны", "Индиана Джонс: Последний крестовый поход" и "Троя".

Съемки в Живерни были настоящей бочкой меда, правда, не без ложки дегтя.

"Водный сад Моне находится в непосредственной близости от основной дороги на Париж, так что нам пришлось снимать под постоянным грохотом проезжавших мимо грузовиков," - усмехается актер. - "Мы обратились с просьбой на время перекрыть движение, но жандармы рассмеялись нам в лицо!"

Но эти технические препятствия не смогли охладить актерский энтузиазм Джулиана.

"Я по уши влюбился в самого Моне. Он обладал фантастической решимостью и страстным желанием прорваться сквозь преграды времени, чтобы служить искусству."

Галльские корни Чарли Кондо оказались полезными в его работе над образом Пьера-Огюста Ренуара (1841-1919)

"Импрессионисты напоминают Трейси Эмин и Дэмиена Херста своего времени," - объясняет Чарли. "Я всегда считал их слишком буржуазными и немного скучными, но поработав, обнаружил, что они были настоящими бунтарями и художниками, которым дано видеть будущее. Они шокировали своих современников. Объединившись, они сделали попытку изменить мир искусства."

Ренуар, будучи плодовитым художником, чьей самой известной работой является картина «Бал в ле Мулен де ла Галетт» (1876), помимо искусства имел еще одну страсть.

"В первую очередь он был дамским угодником, и только во вторую - художником," - улыбается 33-летний актер. - "Ренуар говорил, что не стал бы заниматься живописью, если бы Бог не создал женскую грудь. Он любил женщин и обожал их рисовать."

Чарли признается, что ему было нелегко сыграть художника, но сыграть француза труда не составило.

"Мой отец - француз, и поэтому я говорю по-французски, но не так хорошо, как следовало бы. Как-то раз мы все вместе прогулялись по французским барам, так мне всегда наливали больше, потому что я понимал французский!"

Для Адена Жиллета играть Эдгара Дега (1834-1917) было сложной задачей

"Я дальтоник, поэтому искусство для меня - отчасти закрытая книга," - говорит 47-летний актер, сыгравший Питера Таунсенда в драме "Сестра королевы", которая вышла на телеэкраны в начале этого года.

"Интересно то, что Дега плохо видел и постепенно терял зрение. Он не выносил яркий свет, и поэтому его картины выдержаны в темных тонах."

Дега наиболее известен своим умением рисовать танцовщиц, акробатов, прачек и обнаженных женщин, а некоторые из его работ считаются самой настоящей порнографией.

"Дега был сложным человеком," - объясняет Аден. - "Вспыльчивый, с беспокойной душой, он в то же время обладал огромным обаянием. Люди не могут понять, какой была его сексуальность. Некоторые из его картин намекают на неоднозначные сексуальные ощущения, и это не очень приятно."

Несмотря на то, что импрессионисты объединились против враждебно настроенного истеблишмента, в жизни Дега был случай, который наглядно показывает, что отношения между художниками знавали трудные времена.

"Моне и Дега поссорились, и последний распустил слух, что Моне умер," - объясняет Аден. - "Они завидовали друг другу. А тот факт, что Дега никогда не нуждался в деньгах, в отличие от Моне, был еще одной причиной для зависти."

Поскольку в расцвете лет его глаза стали подводить, Дега обратился к скульптуре и пастели, потому что они не требовали острого зрения. Успех к нему пришел уже в конце жизни, и после него осталось более 2000 полотен и пастелей, а также 150 скульптур.

"С возрастом Дега продолжал работать даже несмотря на то, что его зрение окончательно испортилось," - рассказывает Аден. - "Но его страсть помогла ему преодолеть это."

Это было гениально!

Новаторы, которые оставили свой след в искусстве

Термин "импрессионизм" был придуман в 1874 году враждебно-настроенным искусствоведом после того, как он увидел картину Моне "Впечатление: Восход солнца" (Impression: Sunrise).

Сезанн был так одержим видом горы Святой Виктории в окресностях его родного города Экс-ан-Прованс, что нарисовал ее более 60 раз.

Страдавший тяжелой формой артрита в пожилом возрасте Ренуар не мог держать кисти в руках, и приходилось привязывать ему их к запястьям.

Моне был очень плодовитым художником. Однажды он нарисовал 5 картин за один день, а за весь 1872 год - 60. Картину "Впечатление: Восход солнца" он написал за 40 минут в погоне за временем, чтобы уловить свет.

Картины двух импрессионистов входят в десятку самых дорогих. Полотно Ренуара «Бал в ле Мулен де ла Галетт» было продано в 1990 году за 46.5 млн. фунтов стерлингов. А картина "Кувшин и чаша с фруктами" Поля Сезанна в 1999 году ушла за 37.1 млн. фунтов стерлингов.

A rebel group of French artists, lambasted by 19th-century critics only to be revered today, are celebrated in BBC drama The Impressionists

...Coming soon

sharonalee 3236 6 article, the impressionists
6
avatar
1 Pirra • 18:12, 04.09.2011
Я очень-очень уважаю и люблю эту роль Ричарда! Вау, Ричи научился рисовать на холсте, какой талантливый человек во всем. Интересно, а какие холсты его руки видны в фильме. Спасибо за перевод, я узнала много интересного!
avatar
2 llona • 19:50, 04.09.2011
Спасибо огромное за прекрасный перевод! Статья очень интересная и познавательная. Мне очень нравится и фильм, и Ричард в роли Клода Моне, и я лишний раз убедилась, насколько он глубоко вникает в каждую деталь роли, постигая характер своего персонажа. Да, а насчет рисования - это очень интересная подробность!
avatar
3 GizTheGunslinger • 19:35, 05.09.2011
Большое спасибо за перевод! Прекрасная статья. Даже захотелось фильм пересмотреть и освежить воспоминания. Ну надо же, как удивительно, что Адену Жиллету досталась роль художника, хотя сам он дальтоник, а у Дега были проблемы со зрением.
Дааа, интересно было бы увидеть картины Ричарда smile
avatar
4 Редиска_Кэт • 14:01, 01.11.2011
Вот и я о том же - интересно, какие именно картины принадлежат руке Ричи?.. :-))
avatar
5 Loca • 18:13, 27.01.2013
Как он всесторонне развитый!
ComForm">
avatar