ОЧЕНЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ ТРИЛЛЕР
Незадолго
перед выходом сериала создатели объявили, что это не привычный шпионский
детектив с погонями и перестрелками, а рассказ о рутинных буднях спецслужб. Я
не особенно обратила на это внимание, поскольку мысль о том, что «детективы и
шпионы — тоже люди, и могут ошибаться», проводится в большинстве работ этого
жанра. Но когда начала смотреть, стало понятно, что это, действительно, нечто иное.
Не
скажу, что фильм злой; скорее, жёсткий, — причём, исключительно, в своём
замысле, при почти полном отсутствии визуальных эпатирующих приёмов. В сериале
действительно нет «героев», — только «персонажи», и этим он необычен. Привычная
художественность сюжета предполагает чёткое разделение действующих лиц по
степени исключительности личных качеств, а здесь этого нет. Есть главные и
второстепенные лица, сильные и слабые характеры, все они — достойные
профессионалы, но все примерно равны в склонности к моральным компромиссам. И
все они знают за собой этот грех и как-то с ним живут, избегая ввязываться в
борьбу за самосовершенство. В этой сфере профессионализм довлеет над жизненным
выбором, как бы пессимистично это ни звучало. И постепенно это становится нормой
отношений в мире, находящемся в состоянии нарастающего глобализма. Каждый из
персонажей это понимает, но не стремится ничего изменить в корне, — есть более
насущные проблемы: терроризм, нарушение основ государственной безопасности, по
сравнению с чем индивидуальные самокопания кажутся совершенно неуместными. Не
случайно на протяжении всего фильма время от времени всплывает евангельский
стих: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»… На фоне бесконечной
взаимной грызни спецслужб это выглядит высокопарно и даже смешно, — это не
более чем надгробная надпись, но продолжает маячить где-то на горизонте. А в
действительности идёт соревнование за то, чьи спецслужбы первыми изобличат
оппонентов или обольют их грязью. Это очень красноречиво звучит в самом конце третьей
серии: Стивен Фрост говорит Дэниелу, что поможет ему в поимке Шо не ради
истины, а потому что «иначе он потопит нас». Об этом же Ханс Рихтер говорит
Фросту в одной из последних встреч в тюрьме: здесь нет победителей и
проигравших, стороны меняются в зависимости от угла зрения наблюдателей и
целей, спускаемых сверху…
Особенности
идеи формируют структуру фильма, влияя на скорость развития сюжета. С одной
стороны, каждая серия насыщена событиями. Но всё это напоминает броуновское
движение. Потому что на протяжении всего фильма не покидает чувство откровенной
тупиковости, в котором всё чаще оказываются персонажи: инициативы Кирша не
находят выхода, и он вынужден лавировать между своей конторой и МАССАДом<br /
который откровенно торгуется); Фрост, мечущийся в поисках, чем бы заткнуть
дыры в трещащей по швам системе безопасности; Гектор, от гнева, что у него
выхватывают инициативу, готов переступить меру в отношении к семье своего
коллеги и давнего друга; и, наконец, Дэниел, безукоризненно выполняющий приказы,
но понимающий, что его точно так же «разменивают» ради сохранения
благопристойного лица ЦРУ… Даже не трясина — клоака. Всё, как в жизни.
В
общем-то, понятно, что побудило снять такой фильм и такой манере. Не зря же
показ привязали к президентским выборам в США. Причём, сюжет должен
подталкивать избирателей к мысли, что им должно быть всё равно, кого выбрать, —
в любом случае они, если не выиграют, то уж точно не проиграют. Поэтому, кем бы
ни был Шо, на суть идеи безопасности это не влияет. Да это и не важно, —
доносчик и разгласитель тайн не заслуживает ни доверия, ни уважения. Выход есть
всегда, особенно когда кажется, что его нет… Вот как в ситуации с проверкой в
Берлинском отделе: Фрост проводит махинации со средствами, но оказывается, что
не его увольняют, а того, кто повыше, а сам он вполне может подняться на
ступеньку в карьере… Он профессионал, хоть и рыльце в пуху, — но не он, так
другой, такой же… В общем, это такой модернистский вариант достоевщины, когда в
принципе нет положительных фигур. Здесь каждый может быть кем угодно в
зависимости от ситуации. В связи с этим интересна идея создателей видеть и
слышать происходящее глазами и ушами персонажей. Хотя довольно сложно
перестраиваться. Мы же привыкли, что есть одна, максимум две позиции — автора и
героя, или двух героев-антиподов... А здесь, помимо позиции Дэна — холодной,
рассудочной, и жарко-эмоциональной мировоззренческой гаммы Гектора, примеряешь
на себя и другие роли — Кирша, Валери, Фроста, Келли... Я бы сказала, это как в
интерактивной игре — можно почувствовать себя в шкуре любого и попытаться
решить самые разные жизненные вопросы. И, мне кажется, Ричарду Армитеджу, действительно,
очень хотелось сыграть это, как человеку, всё-таки выросшему в обществе с
традициями, — где всё ещё есть «гарри пирсы». Он, действительно, это «играет»,
видя со стороны, для него это в значительной мере эксперимент…
Где-то
к середине фильма становится полностью понятен смысл того, что создатели
говорили о его характере. Мы с первой серии пытаемся понять, кто такой Томас Шо,
и удивляемся, когда нас подталкивают к мысли, что он уже изначально известен.
Те, кто смотрел «Призраков» и полюбил их, ищет в этом подвох с удвоенной силой.
Но нам говорили, что это — не детектив, а фильм о буднях спецслужб. Здесь вопрос
не о том, кто, а о том, как этот человек до такого дошёл или кто его до этого
довёл (скорее даже второе). И интерес смещается на то, как именно и когда Дэниел
начинает понимать это. Ричард говорил, что в первой серии есть «звонок»,
который он услышал, но не оценил. И потому произошло то, что произошло. Это
главное. Это психологическая история. И хотя нам всё равно подбрасывают
провокации вроде слов Эстер к Дэну: «Ты говоришь, как Томас Шо», но лично я
вижу в этом лишь утверждение, что, хотя Шо действительно может быть кем угодно,
в данном случае нам уже сказали, кто это. И теперь интересно наблюдать, как его
раскроют. А Дэн просто может мыслить как мы. В общем-то, это тоже близко к
детективу. Хороший аналогичный пример — сериал «Коломбо».