Читайте также:
Звезда "Призраков" Ричард Армитидж об адаптации аудиокниги режиссера Сэма Мендеса "Дэвид Копперфильд", о сюрреалистическом опыте роли гнома в трилогии "Хоббит"... и о том, почему он пишет и озвучивает свои собственные триллеры.
После роли Торина Дубощита в популярной трилогии Питера Джексона "Хоббит" с сильным северным акцентом, немного удивительно слышать глубокий, насыщенный баритон Ричарда Армитиджа без повелительных интонаций короля гномов. Но с другой стороны, этот уроженец Лестера является востребованным актером озвучки. Он является популярным чтецом аудиокниг и озвучивает видеоигры почти столько же, сколько является узнаваемым лицом на сцене и экране.
"Мой акцент в "Хоббите" был гибридом речи моего отца и членов его семьи из северной части страны, – признается он с улыбкой. – Я не знаю, почему мое ухо прислушалось к этому, но создателям фильма это так понравилось, что Эйдану Тернеру и Дину О'Горману [сыгравшим племянников Торина Фили и Кили] тоже пришлось освоить этот говор. Я помню, как бедный старина Эйдан со своим ирландским акцентом пытался воссоздать мой гибрид!"
Фантастические фильмы-блокбастеры, о которых позже расскажем поподробнее, были выпущены в течение трех рождественских праздников в период с 2012 по 2014 год и заработали по миллиарду долларов каждый, отправив своих звезд парить в стратосфере.
Но вернемся к потрясающему голосу Армитиджа, потому что сегодня мы говорим о его небольшой, но идеально проработанной роли в блестящей новой устной адаптации "Дэвида Копперфильда" Чарльза Диккенса для Audible – приложения для аудиокниг и подкастов, принадлежащего Amazon. Режиссер Сэм Мендес и руандийско-шотландский актер Нкути Гатва (ставший 14-м Доктором Кто) в главной роли в рождественском "Копперфилде" – потрясающей постановке об истории взросления, в которой также участвуют Хелена Бонэм Картер, Джесси Бакли и Тоби Джонс. И выход аудиокниги идеально приурочен к праздничной дате (величайший писатель Англии и создатель "Рождественской песни" только что отпраздновал свое 180-летие), которая неизбежно выходит на первый план, и мы собираемся с нашими семьями, чтобы послушать и рассказать истории.
52-летний Армитидж, который играет агрессивного отчима Копперфильда по имени Эдвард Мэрдстон и, надо сказать, также известен своим глубокомысленным видом в кадре, говорит: "Думаю, Диккенс был немного одержим Рождеством. Он любил домашний очаг и Рождество. Они такие типично английские, хорошая характерная особенность этого времени года".
Я полагаю, что в его длинных историях, а зачастую в огромных семейных сагах, есть что-то такое, что говорит об идее собраться вместе. "Вот именно! Независимо от того, как далеко вы уезжаете, ближе к Рождеству вы возвращаетесь домой, а затем повторяете все ритуалы, которые совершали с детства. Думаю, именно поэтому мы все следуем традициям, и Диккенс, кажется, понимает почему".
Армитидж, который живет между Лондоном и Нью-Йорком, где проводит Рождество, окончил Лондонскую академию музыки и драматического искусства, прежде чем присоединиться к Королевской Шекспировской Компании. Он отдает должное своей первой главной роли Джона Торнтона в экранизации BBC "Север и юг" 2004 года. С тех пор роли сменяли одна другую. Был успех в "Призраках" в роли шпиона Лукаса Норта, в "Робин Гуде" и американском телесериале "Ганнибал", а также роли в "Хоббите" и "Восьмерке Оушена" помимо других фильмов. Если не считать "Рождественскую песнь", "Дэвид Копперфилд", должно быть, самый востребованный роман Диккенса. Итак, что может принести новая постановка? "Вообще-то, "Копперфилд", наверное, мое любимое произведение Диккенса, – отвечает Армитидж. – Еще одна адаптация этой истории на все времена делает ее более доступной. Она кажется свежей и современной".
"Эта адаптация очень близка к книге, но не занудная, а искрометная. Думаю, Диккенс одобрил бы её. Многоголосая версия максимально приближена к сценической постановке, при которой создается ощущение, что ты находишься в зрительном зале. И над ней работают по-настоящему усердно, так что тебе кажется, что ты попадаешь в мир Диккенса. Мне нравится это погружение".
В прежние времена такого рода роскошная продукция была бы хлебом насущным для Radio 4, но, как и в большинстве случаев, технологии изменили этот мир. "Приходилось собирать всех актеров в одной комнате, и делать запись в течение недели. Я однажды делал запись "Клариссы" [Сэмюэля Ричардсона] с Элисон Стедман и Мириам Марголис, и это была фантастика. Однако составить расписание так, чтобы собрать всех актеров в одно и то же время, – это настоящее испытание".
"Сейчас технологии позволяют тебе присутствовать удаленно и нет необходимости встречаться с людьми, с которыми работаешь. Свершается техническая магия, и это звучит фантастически".
Но при работе голосом у такого актера, как Армитидж, есть особенная проблема. "Моя трудность в том, что я не могу не двигаться, – смеется он. – И мне говорят: "Мы слышим, как шевелится твоя одежда. Ты должен оставаться неподвижным". Но я воплощаю персонажа. В сцене, где Мэрдстон избивает Дэвида, от меня потребовали немного движения, и я такой: "Дайте мне палку!"
"Но это ужасно весело! Ты закрываешь глаза и оказываешься в его мире. Есть момент, когда Дэвид теряет свою первую жену. Я не хочу спойлерить, но это одно из самых душераздирающих наблюдений за горем и смертью".
"Вот почему "Копперфилд" – моя любимая книга. Потому что в ней прослеживается вся жизнь этого человека, начиная с маленького ребенка и заканчивая человеком в возрасте".
Говоря о взрослении в глазах общественности, после того как имеешь огромный успех в одной из крупнейших трилогий 21-го века под названием "Хоббит" (съемки в Новой Зеландии заняли три года), разве все остальное не является чем-то вроде разочарования? "Отчасти я это тогда понимал. Это был один из тех моментов, когда я чувствовал максимальное присутствие здесь и сейчас. Достигнуть такого уровня больше не доведется. Если это твоя последняя работа в жизни, ты уже можешь быть счастлив", – улыбается он.
"Никогда в жизни я не мечтал, что со мной случится подобное. Я прочитал "Хоббита" в 11 лет и запомнил каждую деталь".
"Но когда ты находишься на другом конце света, заходишь в павильон звукозаписи и думаешь: "Я собираюсь окунуться в историю, которую я знал и любил всю свою жизнь". Это сюрреалистично".
"Это было по-настоящему трудно, запутанно, некомфортно и утомительно, но каждый день я говорил себе: "Не теряй ни секунды, потому что с тобой этого больше никогда не случится".
К тому же участие в этом проекте перевело Армитиджа в высшую актерскую лигу, а это не то место, где, по его скромному признанию, ему особенно комфортно.
"Мне исполнилось 40, когда я это сделал, так что я не был новичком, но я по-прежнему чувствовал себя как рыба, вытащенная из воды. Я помню, как вышел на съемочную площадку, где не имел права голоса. В этом большом пруду я слегка струсил. Он соблазнительный и притягательный, но на его дне много грязи".
Однако у главной роли в "Хоббите" были и другие неожиданные преимущества.
"По окончании съемок приходят люди из Lego и дарят тебе твою копию. Очевидно, что она в крошечной коробочке, но это очень круто. Я не мог поверить, что я – часть Lego".
Талант рассказчика в Армитидже явно укоренился, потому что он пишет краткие биографии персонажей, которых играет.
"Всякий раз, когда я сажусь за аудиокнигу или пишу сам, я всегда думаю: "В этом и заключается вся основная суть, – продолжает он. – Будь то песня или танец на сцене – это повествование. Каждому есть что рассказать".
Этот прием привел к еще одному недавнему триумфу – нашумевшему триллеру "Женева". Это произошло, как и многое другое, благодаря его голосу.
Во время записи для Audible ему предложили создать оригинальную историю для приложения. Получившаяся книга была эксклюзивно представлена на платформе аудиокниг за год до того, как, к очевидному удовольствию Армитиджа, вышла в твердом переплете в издательстве Faber & Faber.
Она рассказывает об уверенной в себе и деятельной Саре Коллиер – женщине-ученом, лауреате Нобелевской премии, которая сталкивается с такими же симптомами ранней деменции, которые наблюдаются у ее отца, страдающего болезнью Альцгеймера.
Муж убедил ее принять приглашение в качестве почетного гостя на конференцию по биотехнологиям. Открытие нейронного имплантата может произвести революцию в медицинской науке и спасти ей жизнь. Но по мере ухудшения ее состояния [закрадываются сомнения], все ли так, как кажется?
"Да, я писал биографии персонажей. Но я не знал, смогу ли я сформулировать идеи так, как это принято в жанре триллера", – признается Армитидж. В этом мероприятии он опирался на свой опыт работы на телевидении и черпал вдохновение у своего коллеги и друга Харлана Кобена. Ричард снялся в трех экранизациях по книгам этого писателя.
"В конечном счете, моей страстью будет создание персонажа, потому что это то, чем я зарабатываю на жизнь. Я нахожусь внутри персонажа, – говорит он. – Я всегда думаю, что сюжет – это не мое дело, я просто как бы хожу и говорю в образе персонажа внутри сюжета. Ты пишешь биографию для каждого из своих персонажей, а они уходят, занимаются своими делами, возвращаются, и ты понимаешь, что они изменились.
Оказывается, прототипом его героини была реальная женщина по имени Сара Гилберт, которая привлекла к себе внимание во время пандемии, участвуя в совместной разработке британской вакцины AstraZeneca.
"Наверное, я должен отправить ей экземпляр книги, раз уж я так долго о ней болтал", – улыбается он.
"Она была единственным человеком, на которого я обращал внимание во время пандемии. Она казалась очень уравновешенной".
Местом, где его вымышленный персонаж начинает сомневаться в своем здравомыслии, стала Женева. Сейчас он пишет продолжение и ждет релиза третьей экранизации книги Харлана Кобена на Netflix "Единожды солгав" с его участием, премьера которой состоится в январе. "На январь запланировано восемь серий, так что вы можете совместить просмотр с вашим новогодним похмельем, – шутит он. – Я начал писать "Женеву", когда мы снимали "Прошлое не отпустит", а закончил во время съемок "Единожды солгав", так что Харлан стал наставником, сам того не подозревая. Он был потрясающим".
Уникально то, что все три экранизации являются самостоятельными произведениями. В последней Армитидж играет мужа ветерана вооруженных сил Майи Стерн (Мишель Киган), которая при просмотре записей видео-няни видит, как ее муж играет с их маленькой дочкой, тогда как он был убит тремя неделями ранее.
"Я умираю в первые несколько секунд, – улыбается Армитидж. – Я всегда хотел быть частью антологического сборника, где у тебя есть целый ансамбль, и ты появляешься в разных ролях. Мне нравится подобная идея. Это похоже на репертуарный театр".
Лучше не скажешь.