А я вот его начала смотреть с такой надеждой, и че-та не зацепило((( Ты сколько эпизодов просмотрела? "Всегда найдется кто-то... [кто не согласен с тобой]" (с) RCArmitage
Только что посмотрела первый сезон сериала Черное зеркало, о котором Ричард упоминал в одном из парижских интервью. Нахожусь под впечатлением. Сериал заставляет задуматься.
Мне как-то первый сезон не зашел. То, что любой прогресс - это палка о двух концах и вреда может принести больше, чем пользы, я и сама давно поняла. Но наблюдать доказательства этого со стороны особенно в таком ключе, как 2я серия, жутко депрессивно. Но вот сейчас смотрю 2й сезон 1ю серию, и пока очень даже. Посмотрим, чем кончится.
Добавлено (09.02.2018, 14:24) --------------------------------------------- Снято, конечно, на очень высоком уровне. Но депрессуха депрессушная... Жуткая перспектива для будущего, если народ не будет пользоваться мозгом и совестью. "Всегда найдется кто-то... [кто не согласен с тобой]" (с) RCArmitage
Сообщение отредактировал Ketvelin - Пятница, 09.02.2018, 14:25
Пока валяюсь в глубокой болячке, в самый раз))) Скачала с Лоста все сезоны, кинула на телефон и по вечерам залипаю. Уже третий заканчиваю. Досмотрю, все, что осталось, но когда появится следующий сезон, вряд ли уже буду качать. "Всегда найдется кто-то... [кто не согласен с тобой]" (с) RCArmitage
Дамы, решила не так давно посмотреть сериал "Рассказ служанки", - ещё до того, как Ричард о нём упомянул. Совершенно случайно решила вспомнить свою давнюю, но сильную любовь Джозефа Файнса)))) Так нашла сериал, название явно указывало на мелодраму - стала смотреть. Дальше под спойлер, ибо мнение может серьёзно расходиться с другими, а с Ричардовым - просто радикально))) Извините, на всякий случай, за излишнюю эмоциональность, - ничего личного, никого не хотела обидеть.
Не понравилось всё - от сюжета до основных и второстепенных персонажей. Настолько, что затрудняюсь сказать, хорошо ли играли актёры. Ощущение впустую выброшенного времени. И этом притом, что идея понятна, цель ясна, и можно много говорить о снятом))) Сначала о сюжете. Это такой себе мелодраматический, в худшем смысле "женский" вариант романа "1984". Без преувеличения могу сказать: это то, за что мужчины могут не любить женщин, и поделом))) Выпячивание феминистских идей со слабой претензией на художественность. Антиутопичное будущее, где рождаемость мировых элит на нуле из-за растущей бесплодности женщин (заметьте: не мужчин). А размножаться как-то надо, ибо прогресс принёс что угодно, окромя бессмертия. Поэтому политика продвинутых государств сведена к поиску здоровых женских особей из низших классов, которых ещё как-то сохранили способность к воспроизводству. Их отлавливают, как диких животных, заключают под стражу - превращают в так называемых "служанок" - и помещают в элитные семьи, которым нужно подарить суррогатное потомство. Глава семьи совершает ритуал оплодотворения в присутствии жены, и процесс воспроизводства начинается. Именно ритуал, ибо вся жизнь этих обществ строго ритуализирована, - видимо, неуклонное сокращение населения и вырождение остающихся приводит к стремлению всё делать "правильно", то есть каждому действию искать некие сакральные основания. Не нужно говорить, что присутствует тотальная слежка - не только за "служанками" и "служанок" друг за другом, но и между членами элиты. Это такая солянка из северокорейского тоталитаризма и рационализированного европейского средневековья. Ну, этим, наверно, объясняется деревянность персонажей. Как внутренне, так и внешне. Для каждого сословия - свой цвет и стиль одежды, своя манера поведения. В общем, в каком-то смысле, все маршируют. Хотя, как мне кажется, это не оправдывает застывшее на протяжении всего сериала выражение лица главной героини. Актриса произвела на меня самое худшее впечатление, - теперь ломаю голову, чем же так восторгался Ричард. В конце концов, списала это на взгляд профессионала, которому интересна другая сторона развлечения)) В общем, мне с самого начала не хотелось ей сопереживать, она меня попросту раздражала. Попробую через какое-то время посмотреть на неё ещё где-нибудь. Но Ричард сказал, что "ярый фанат" этого сериала... Мда. Загадка. Ну, профессиональный вкус должен отличаться от вкуса профанного))) В общем, пыталась сравнивать с другими антиутопиями, и почему-то труды Оруэлла, Хаксли и Замятина, при всей мрачности, воспринимаются с пониманием, - как талантливые. А этот - как жалкое подражание.
- В наших силах решать только, что делать со временем, которое нам отпущено (с). - I'm sorry sir, I can't answer this question (с).
Сообщение отредактировал LadyAragorn - Пятница, 13.04.2018, 23:40
Лично меня Служанка затянула. Хотя первые пару эпизодов тоже туго втягивалась и думала, что брошу, ибо мрачно, сурово и вялотекуще. Но вот что-то все же зацепило, в отличие от того же Зеркала. Цитируя Лилю, оно все бредятина, ибо для нормального человека абсурдно, плохо и на данный момент не реально. Но, как мне кажется, Ричарду интересно наблюдать обратную сторону нашей беспутной жизни, которой пока нет, но она может быть. И самый жуткий парадокс в том, что люди понимают, к чему могут прийти, снимают об этом фильмы, смотрят их - и ничего не делают. Актриса мне поначалу тоже не нравилась, но это чисто внешне. Дальше возникали моменты, где она переставала быть "деревянной", и да, наверное, все же у Ричарда глаз лучше заточен в этом плане))) Так что я жду продолжения. В последнее время заметила, что мне стали нравиться сериалы, где действие медленное, как сонная река... К чему бы это? "Всегда найдется кто-то... [кто не согласен с тобой]" (с) RCArmitage
Сообщение отредактировал Ketvelin - Суббота, 14.04.2018, 22:25
Но, как мне кажется, Ричарду интересно наблюдать обратную сторону нашей беспутной жизни, которой пока нет, но она может быть. И самый жуткий парадокс в том, что люди понимают, к чему могут прийти, снимают об этом фильмы, смотрят их - и ничего не делают.
Вот, скорее всего)
- В наших силах решать только, что делать со временем, которое нам отпущено (с). - I'm sorry sir, I can't answer this question (с).
Я пока в процессе "поедания кактуса", то бишь "Рассказа служанки". Думаю, отзыв будет через пару дней.
Меня "зацепило", сильно. Запоем смотреть не могу, надо время между сериями - в себя прийти. Книгу читаю параллельно с сериалом для сравнения с первоисточником.
Вот кстати да, это один из не многих сериалов, который смотрится по серии в неделю отлично, залпом нет желания и продолжение ждешь спокойно. Но когда видишь, что вышла новая серия, такая "О, замечательно, ну-ка глянем!" "Всегда найдется кто-то... [кто не согласен с тобой]" (с) RCArmitage
"Лютера" не видела, а вот "Влюбленный Шекспир" и "Убей меня нежно" впечатлили, нда)) Зато вот "Камелот", где он играл Мэрлина.. Хотя, чего я хочу - какой сериал, такой и Мэрлин - Кроме Леонтеса, аналога Ланселота (в исполнении не чуждого некоторым из нас Уинчестера) - и чем им Ланселот не подошел? - там вообще ни одного адеквата и глаз не на кого кинуть "Всегда найдется кто-то... [кто не согласен с тобой]" (с) RCArmitage
Сообщение отредактировал Ketvelin - Суббота, 14.04.2018, 22:33
Итак, кактус съеден: сериал просмотрен, книга прочитана. Могу сказать, что впечатления и "послевкусие" после них для меня весьма тягостные.
Я думаю, что все согласятся с тем утверждением, что, когда ты с чем-то встречаешься в своей жизни, ты даешь оценку этому явлению и событию в том числе исходя из собственного опыта, пропускаешь это через призму того, что происходило с тобой раньше, и именно это чаще всего стоит в основании утверждения: я так вижу.
Сразу могу сказать, что антиутопия - это далеко не самый любимый литературный жанр для меня. Большая часть произведений подобного рода была прочитана во времена студенчества на филфаке и благополучно оставлена в прошлом (разве что Замятина потом перечитывала). Может быть, в силу моей зеленой юности или в силу отсутствия времени на "обмозговать" за обилием других обязательных к прочтению произведений я не могла "проникнуться". Ну а с Рассказом служанки получилось по-другому: и возраст постарше, и опыта побольше, и времени на раздумья хватает.
В силу того, что мой отзыв будет весьма субъективен, я прячу его под спойлер. Сразу оговорюсь, что, поскольку я человек верующий, некоторые моменты будут отражены через призму религиозного восприятия. Я сразу прошу людей светских отнестись к этому просто как к "культурной особенности", т.к.я описываю не более, чем собственные впечатления с пометкой "ИМХО", уважая мнения всех остальных. Также мне придется упомянуть один личный момент, прошу отнестись с пониманием.
"«Рассказ Служанки» — одновременно превосходный научно-фантастический этюд и глубоко прочувствованная притча о нравственности". Анджела Картер.
Пожалуй, определение жанра этого романа как "(социальная) научная фантастика" для меня ближе и понятнее, чем "антиутопия". Как человек, всегда пытающийся понять причину явления, где его корень, откуда "ноги растут", я испытывала серьезные сложности с тем, что в неформальном общении мы привыкли называть "обоснуй".
Да, в широком понимании корень проблематики произведения (под произведением имею в виду и первичный авторский текст, и вторичное отображение в сериале) - в социальных проблемах и общественных конфликтах, актуальных как во время написания романа (1985 год), так и в наше время: гендерная, расовая, религиозная дискриминация, отношение к сексуальным меньшинствам. Кстати, хочу заметить, что из сериала проблема расовой и национальной дискриминации исключена, а в книге она есть: насильственное переселение "сынов Хамовых" (т.е. чернокожего населения) в Северную Дакоту в резервацию и репатриация евреев (на самом деле геноцид - корабли с репатриантами потоплены в Атлантике).
Но в узком понимании фактически для меня не логична "завязка": что послужило толчком к созданию группы "Сыновей Иакова"? Как они набрали силу? Откуда в обществе появилось сочувствие к их идеям? Ведь по сути своей это религиозный экстремизм, к которому (по крайней мере в моей стране) отношение всегда негативное.
В связи с отсутствием четкого логического объяснения я отнеслась к сюжету и проблематике произведения как к шахматной задаче: есть набор фигур, их расположение на доске, есть описание решения (т.е. авторская позиция).
Обращаться к сюжету и описывать его я не буду: многие уже посмотрели, да и в предыдущих отзывах суть была передана. Скажу другое. В произведениях, где мне либо сложно понять идею автора, либо согласиться с авторским выводом или решением, я пытаюсь представить себя, как, например, в данном случае, частью этой "шахматной задачи", как будто одной из фигур на доске, думаю: а если бы я попала в пределы этого художественного мира, если бы стала частью его, если бы это была моя беда, что бы я делала? чем бы я руководствовалась? как бы я двигалась? каков был бы мой финал?
Отойду немного в сторону. В психологии есть так называемая "Я-концепция". Это представление человека о себе как о личности через определенные образы, грани своего Я. Различные ситуации вскрывают различные стороны нашего Я. В частности в рамках данного произведения моими "болевыми точками" стали следующие (подчеркнутые) моменты: ("Я женщина"), "Я христианка", ("Я замужем"), "Я не мать".
Что же на эти точки воздействовало? Каковы вопросы, которые вызвали мой внутренний конфликт?
Это вопрос выбора и вопрос свободы. Приведу несколько цитат из книги. "Свобода бывает разная, говорила Тетка Лидия. Свобода для и свобода от. Во времена анархии была свобода для. Теперь вам дарована свобода от. Не стоит ее недооценивать." "Казалось, у них был выбор. Казалось, у нас тогда был выбор. Мы — общество, говорила Тетка Лидия, подыхающее от избытка выбора". В произведении, казалось бы, выбор сделан раз и на всегда. Религиозные фундаменталисты взяли на себя право сделать этот выбор за всех и обязательным для всех. Их система ценностей и взгляды на устройство общества навязаны всем, любое неповиновение грозит физическим увечьем, пыткой и в конечном счете смертью. У человека есть навязанная ему роль в структуре общества, которую невозможно изменить (хотя вообще-то возможно: поднять протест и быть казненным или сосланным в Колонии на скорую и верную смерть). Эта социальная роль и есть "свобода для": свобода выполнять функции которые для тебя определены не тобою. У Служанки есть только одна цель - рожать детей и всего лишь три попытки это сделать, иначе Колонии. Других целей иметь не положено, хотя "Приятно иметь мелкие цели, которых легко достичь".
Но так человек устроен, что, если выбор сделан не им самостоятельно, если он навязан, внутри человека всегда будет конфликт и неприятие. Другое дело, сломается ли он в бессилии или будет бороться из последних сил.
Мое горе, моя беда, моя проблема не может и не должна решаться за счет другого человека его принуждением, унижением и отчаянием. Сочувствую ли я Яснораде в ее бесплодии и страстном желании иметь ребенка? - еще как! Понимаю ли ее боль? - как свою. Могу ли разделить ее отчаяние? - и я его переживала. Соглашусь ли, что достижения желаемого годятся любые методы? - нет, не соглашусь.
Другой момент, который заставил подробно анализировать и книгу, и сериал - это вопрос религиозной составляющей произведения. Ведь каждый христианин ежедневно (ну или хотя бы иногда) повторяет "Да приидет Царство Твое!" Поскольку я выросла в церкви, могу много вспомнить детско-юношеских мечтаний о том, как было бы прекрасно, если бы наступил Царство Божье: все жили бы по Его законам, любили Бога и все были бы счастливы. Сейчас я могу только улыбнуться собственной детской наивности, потому что не бывает царства Божья на земле и нельзя создать его силой: "не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Христос сказал, кстати, Ему виднее). И не надо никому это царство навязывать, туда палкой не загонишь. Только сам человек свободным своим выбором может захотеть принять это царство в свое (и только в свое) сердце : "Ибо Царствие Божие...(есть) праведность и мир и радость во Святом Духе".
Кстати, религия, исповедуемая гражданами Галаада, это не христианство (как ни странно), сколько бы они не цитировали Библию. Я думаю, многие обратили внимание в сериале на разрушенный храм и упоминание и казненном священнике. В книге также упоминаются преследуемые и казненные католики, баптисты, квакеры (возможно, то-то еще, не везде сделала закладки). На последних страницах книги эта система верований называется просто "Государственная религия". Да, в ее основании лежит Библия, отрывки которой щедро цитируются, да, возносятся молитвы и призывается имя Господа. Но для меня ключевым моментом является образ Библии, закрытой под замком. Фредова думает: " Библия — подрывное устройство: кто знает, что мы оттуда почерпнем, если до нее доберемся? " На самом деле Бог абсолютно никак не присутствует в мире людей Галаада, лишь иногда упоминается, что бесплодие стало Его наказанием, хотя в других местах говорится, что это результат деятельности самих людей. У пророка Аввакуума записано такое место: "Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?". Приведу здесь длинную цитату молитвы Фредовой (жаль, что она полностью не попала в сериал). Для меня это самое сильное место в книге:
Я молюсь, где сижу, у окна, сквозь занавеску глядя на пустой сад. Я даже не закрываю глаз. Снаружи и в голове — та же тьма. Или свет.
Отче. Сущий в Царстве Небесном, кое внутри. Я бы хотела, чтобы ты сказал мне Имя Твое — ну то есть настоящее. Но и Ты сойдет. Я бы хотела знать, что Ты задумал. Но что бы это ни было, прошу Тебя, помоги мне пережить. Хотя, может, Ты тут и ни при чем; я ни секунды не верю, что Ты это и планировал — все, что здесь творится. Хлеба насущного мне хватает, так что не стану Тебя на это отвлекать. Основная проблема не в этом. Проблема в том, чтобы запихивать его в глотку, не давясь. Теперь у нас прощение. Ты не переживай, прямо сейчас меня можно не прощать. Есть дела поважнее. Например: пусть другие будут в безопасности, если они в безопасности. Пускай не сильно страдают. Если они должны умереть — пускай умрут быстро. Ты мог бы даже устроить им Рай. Ты нам за этим и нужен. Ад мы сами себе устроим. По-видимому, я должна сказать, что прощаю тех, кто все это сотворил, что бы они сейчас ни делали. Я попробую, но это нелегко. Теперь искушения. В Центре вот какие были искушения: что угодно, кроме сна и еды. Знание — искушение. Чего не знаешь, то тебя не искусит, говаривала Тетка Лидия. Может, на самом деле я не хочу знать, что происходит. Может, мне лучше не знать. Может, я не вынесу познания. Падение было падением из невинности в познание. Я слишком часто думаю о люстре, хотя ее теперь нет. Но можно на крюке в шкафу, я обдумывала варианты. Когда прицепишься, надо будет просто всем весом потянуть вперед и не сопротивляться. Избавь нас от лукавого. Да, еще Царство, могущество и слава. Верить в них прямо сейчас — задача не из легких. Но я все равно попробую. В Уповании, как гласят надгробия. Тебе, наверное, кажется, что Тебя ободрали как липку. Я подозреваю, не впервые. Мне на Твоем месте уже хватило бы с головой. Меня бы уже тошнило. Очевидно, на этом и разница между нами. Это как-то совсем нереально — вот так с Тобой разговаривать. Как со стеной беседуешь. Хорошо бы Ты ответил. А то я совсем одна. Одна, хоть вой, телефон со мной. Правда, по телефону мне звонить нельзя. А если б можно было — кому звонить? О Господи. Это не шутки. Господи, о Господи. Зачем мне жить дальше?
Возвращаясь опять к свободе и отсутствию выбора. Мы часто говорим, что выбора у нас нет. Но это не так выбор есть всегда, в любых обстоятельствах, просто последствия этого выбора кажутся нам слишком тяжелыми. Это есть и в Рассказе служанки:
"Но порой женские Молитвонады — для отречения какой-нибудь монашки. По большей части все уже отреклись раньше, когда на них устраивали облавы, но и по сей день их где-то понемногу откапывают, выкуривают из-под земли, где они прячутся, будто кроты. И лица у них такие — близорукие, ошеломленные избытком света. Старых тут же высылают в Колонии, а молодых, еще способных рожать, пытаются обратить <...> От них несет ведьмовством, тайнами и экзотикой; как их ни отмывай, как ни меть их ступни рубцами, сколько ни держи в Одиночке, аромат никуда не денется. По слухам, у них всегда рубцы, они всегда отсиживают в Одиночке; они так просто не сдаются. Многие предпочитают Колонии".
Итак, выводы сделанные мною для меня же после "обмозгования" книги и сериала: Я верю в то, что свобода выбора есть всегда, прошу силы для того, чтобы делать выбор правильно и быть готовой принять его последствия, моя даже самая крайняя и острая нужда не может быть удовлетворена ценой ущерба для другого человека.
Когда я закончила читать и смотреть, я сидела в достаточно потрясенных чувствах, пытаясь собрать свои мысли и чувства в кучу, поняла, что в голове звучит одна песня. Я ниже оставлю ссылку. Сразу говорю, она о Христе, так что кого задевает, можно не смотреть. Но в итоге я испытываю горячую благодарность моему Богу. Ведь прийти и умереть на кресте был тоже Его выбор. Добровольный.
Сообщение отредактировал Lapushka - Среда, 18.04.2018, 14:48
Lapushka, спасибо за такой подробный отзыв. Соглашусь, очень жаль, что молитвы Фрэдовой не было в сериале - она очень хорошо раскрывает ее как персонаж в данном конкретном времени и ситуации.
ЦитатаLapushka ()
Библия — подрывное устройство: кто знает, что мы оттуда почерпнем, если до нее доберемся?
И сразу же вспоминаются те времена, когда Библию могли читать только канонники, владеющие латынью, и она была не доступна простому люду, чтобы ему могли ее интерпретировать как "святым" людям угодно. Ну и "451 по фаренгейту" попахивает тоже. "Всегда найдется кто-то... [кто не согласен с тобой]" (с) RCArmitage
Хих, а я вот как раз добавила еще парочку на просмотр из его списка, правда, многолетней давности - "Схватка" (Ущерб) и "Герои". Он о них упоминал, когда давал интервью во время РГ (да, я только сегодня его прочла!). На "Героев" я давно заглядывалась, да все не решалась. Теперь решусь)) "Всегда найдется кто-то... [кто не согласен с тобой]" (с) RCArmitage